33. Значение трудов Мэри Ричмонд в развитии методики социальной работы.

Мери Ричмонд (1861—1928) с 1889 года занималась соци¬альной ра-ботой в качестве помощника благотворительной орга¬низации в Балтиморе. В 1917 г. она публикует свою, ставшую впоследствии знаменитой, книгу «Социальные диагнозы». Ее ча¬сто называли «матерью социальной тера-пии».
Наибольших успехов в области теоретических исследова¬ний добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода ин¬дивидуальной социальной работы. М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь неспособ¬ность инди-вида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент высту-пал в роли своеобразного больного, и зада¬ча социального работника сво-дилась к «социальному врачева¬нию» индивида, находящегося в неудовле-творительном состоя¬нии, и подготовке подопечного к возможности само-стоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель.
М. Ричмонд считала, что в социальной работе самое важное — грамотно поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помо-щи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий. Социальный диагноз предпо¬лагал оценку как личности клиента, так и его социального положе¬ния. М. Ричмонд рассматривала социаль-ную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самого индивида, так и социальной среды.
Социальные мероприятия М. Ричмонд на основе подходов психоанализа подразделяла на две взаимодополняющие друг друга категории: косвенный метод «лечения» и непосредственный ме¬тод. Косвенный метод состоит в воздействии на среду, в воз¬можности по-средством изменения социального окружения вли¬ять на жизненную ситуа-цию клиента в благоприятном для него направлении.
Непосредственный метод заключается в прямом воздействии на само-го клиента при помощи предложений, сове¬тов, уговоров, а также рацио-нальных дискуссий с целью вовле¬чения клиента в выработку и принятие решений. С помощью установления партнерских отношений Косвенный метод воздействия на клиента и непосредствен¬ный метод обусловили в дальнейшем развитие двух направлений в теории социальной работы — социологического и психологического В книге «Социальные диагнозы» (1917) впервые описыва¬ется процесс взаимодействия социального работника и клиента.
Впоследствии проце¬дура оформляется в метод индивидуальной рабо-ты, ставший ос¬новополагающим в технологиях социальной работы. Определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называ¬ла «принципами ментальной гигиены»:
- симпатизировать клиенту,
- отдавать ему предпочтение,
• поощрять его,
• строить с ним совме¬стные ясные планы действий.
Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работ¬ника.
Hosted by uCoz